Авторы методики
Теоретические работы Эльконина и экспериментальные исследования Давыдова привели к созданию программы для начальных классов, в которой учёба сочетается с развитием личности.
Система Эльконина–Давыдова применяется в России с 1991 года. В 1996 году она вошла в список рекомендаций ФГОС, а после исключения из этого списка программы Занкова стала единственной развивающей программой для начальных классов, одобренной Министерством образования и науки.
Цель и задачи системы Эльконина–Давыдова
Цель системы Эльконина–Давыдова — научить детей самостоятельно ставить задачи, определять методы их решения и анализировать результат.
Для достижения этой цели ставится ряд задач:
Как проходит обучение по системе Эльконина–Давыдова
Особенность системы Эльконина–Давыдова заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предположить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось. Основные формы деятельности на уроках — дискуссия и эксперимент.
Работа на уроках идёт в парах или небольших группах. Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. При этом он корректирует работу учеников наводящими вопросами.
По системе Эльконина–Давыдова неправильных ответов не существует. Любое предположение — «рабочая версия».
В системе Эльконина–Давыдова нет привычной системы оценок. В конце занятия ученикам предлагается оценить свои успехи. Ребята самостоятельно выбирают критерии оценивания для каждого типа заданий. Чаще всего, ученики рисуют шкалу напротив каждого задания и отмечают на ней, насколько точно сформулирован ответ или насколько аккуратно оформлена работа.
Затем преподаватель тоже оценивает работу по выбранной шкале. Считается, что такой метод ученику позволяет понять, насколько хорошо он выполнил задание, а учителю — получить представление о самооценке ребёнка.
Ещё одна особенность программы — «ловушки», когда учитель намеренно ошибается, а ученики должны это заметить и поправить его. Это позволяет формировать у школьников критическое мышление, приучить их к мысли, что любое знание нуждается в проверке.
На уроках часто применяются дидактические, ролевые и другие игры. Обучение через игру помогает детям раскрыть творческие способности и использовать для решения проблем не только знания, но и фантазию.
Тестирования показывают, что у детей, прошедших обучение по Эльконину–Давыдову, отлично развит кругозор, память, внимание, креативное мышление, навыки работы в команде и способности к самоанализу.
Информация взята с сайта https://externat.foxford.ru